Расизм является необходимой составляющей капитализма, то можно ли говорить то же самое о сексизме? Да, потому что они тесно связаны. Этнизация рабочей силы существует именно потому, что позволяет целым её сегментам платить низкую заработную плату. Такая низкая заработная плата возможна лишь для тех лиц, заработок которых не покрывает в полной мере их расходы по поддержанию своего существования. Домашние хозяйства этих людей требуют определённого вложения труда, направленного на их поддержание и удовлетворение мелких нужд – частично на это должен работать мужчина, однако несопоставимо большая часть работы выпадает на долю женщины, молодёжи и старшего поколения обоих полов. Таким образом, неоплаченный труд по поддержанию домашнего хозяйства субсидирует нанимателя, позволяя ему максимально снижать заработную плату своему сотруднику.
Как расизм не есть просто ксенофобия, так и сексизм не исчерпывается навязыванием женщинам менее значимых социальных ролей. Расизм и сексизм не исключают никого из социальной системы, они лишь позволяют заявить, что работа, которую делают женщины, на самом деле не является работой, таким образом побуждая женщин всех возрастов работать на создание излишка капитала, впоследствии присваиваемого хозяевами предприятий, которые не платят женщинам на это ни копейки. Так изобретается понятие «домохозяйка», которая не работает, а лишь «хозяйничает в доме», а когда правительство берётся подсчитывать количество занятого работоспособного населения, домохозяйки не принимаются в расчёт. Рука об руку с сексизмом идёт возрастная дискриминация. Коль скоро было решено, что работа домохозяек не создаёт прибавочной стоимости, то подобная же работа молодёжи и старшего поколения так же может не считаться работой в прямом смысле этого слова.
Всё это абсолютно не отражает реальность, зато неплохо дополняет господствующую идеологию и превосходно с ней гармонирует. Подобное сочетание универсализма и меритократии создаёт «удачную» основу для легитимации этой системы со стороны среднего класса, а сексизм и расизм позволяют «структурировать» рабочую силу. Всё это вместе отлично работает, но только до определённого момента, ведь эти идеологии капиталистической системы, по сути, противоречат друг другу. Хрупкая комбинация этих идеологий начинает трещать по всем швам, когда различные общественные группы делают слишком большой упор либо на универсалистскую, либо на сексистско-расистскую логику.
Мы знам, что бывает, когда расизм-сексизм заходит слишком далеко. Расисты могут либо попытаться быстро полностью уничтожить неугодную группу, как это было в случае с нацистами и евреями, или же медленно изводить её, навязывая апартеид. В крайней форме применение этих доктрин неразумно, поэтому в крайней форме, как правило, они оказываются неприемлемыми. Им сопротивляются сами жертвы, а также влиятельные экономические силы, которые вообще-то не против расизма как такового, но хотели бы продолжать использовать экономически выгодный для них сегмент «этнизированной» рабочей силы.
… Таким образом, то, что мы имеем сегодня – это система, функционирующая благодаря напряжённой связи между строго отмеренной дозой универсализма и сексизмом-расизмом. Просто существует стремление не допустить чрезмерного развития ни одной из этих тенденций. В результате получается некая модель перегибов, которая могла бы быть вечной, если бы не маленькая проблема. С течением времени амплитуда перегибов увеличивается, а не уменьшается. С одной стороны, нарастает приверженность универсализму, с другой – расизму и сексизму. Их акции растут и для этого есть причины.
Во-первых – это влияние накопленного всеми участниками исторического опыта. Во-вторых, существуют и иные пути эволюции системы, поскольку перегиб от универсализма к сексизму является не единственным в системе. Есть также зигзаг экономического расширения и сокращения, с которым частично коррелируется идеологический перегиб от универсализма к расизму-сексизму. Амплитуда экономического перегиба тоже растёт. Почему – это уже другой вопрос.
Э.Балибар, И.Валлерстайн. Раса, нация, класс: двусмысленные идентичности