Главным врагом феминизма, да и просто женщины, является национализм, который не только фокусируется на традиционных ценностях, патриархального общества, но и грубо вторгается в частную жизнь женщины.
Несколько лет назад, Рунет взорвал скандально известный проект «чернильница», под этим термином понимались русские девушки, которые предпочли отношения с лицами другой национальности в ущерб «русским парням» «Бравые» националисты, во главе со своим лидером, Максимом Марцинкевичем (Тесаком), ныне который находиться в местах не столь отдаленных, считали себя в праве лезть в личную жизнь женщин и выставлять на показ всех тех, кто не подходит под их стандарты расово-правильного инкубатора. Национализм воспринимает женщин как трофей, безвольную биомассу, которая создана, только для чтобы обслуживать гетеросексуального мужчину «правильной национальности», и все те, кто не согласен с подобной доктриной или просто ставит ее под сомнение, национализм считает женщинами второго сорта в и так довольной низкой иерархии женщин при национализме. При этом национализм в отношении «правильных женщин» просто пропитан доброжелательным сексизмом, и именно подобная манипуляция водит в заблуждение некоторых женщин. Национализм является одним из главных стержней патриархально-капиталистической системы ценностей, он базируется на традиционной семье, религии (чаще всего) и подчиненном положении женщин.
Феминизм, наряду с антифашизмом, является главным антиподом национализма, поскольку он воспитывает из женщины личность, которая четко знает, чего она хочет, которая самостоятельно строит свою личную жизнь и профессиональную карьеру, которая не согласна на статус «борщеварки» и «инкубатора», что неприемлемо для национализма, поскольку подобная женщина ставит под вопрос главенствующую роль мужчины, данную ему лишь первичными, половыми признаками.
Для того чтобы полностью осмыслить, какой вред несет национализм женщине, достаточно погрузиться в историю, где абсолютно во всех обществах, где, так или иначе, преобладала идеология национализма, женщина воспринималась как что-то недееспособное, что-то среднее между унтерменшом (недочеловеком) и ребенком. В 1937 году в нацистской Германии открыли «Школу подготовки жён». Через них должны были проходить девушки, выходившие замуж за членов СС и функционеров НСДАП. В школах их учили домоводству, уходу за детьми и сельскому хозяйству. Жена – это был идеал женщины для нацистов (доброжелательный сексизм), женщинам запрещали учиться в вузах и работать в офисах и на производстве. Во Франкистской Испании, женщина должна была следовать своей традиционной роли жены и матери. Большая часть трудовых норм содержала условие, согласно которому женщина должна была оставить работу после свадьбы. Женщинам было запрещено занимать ряд должностей, например,: государственный прокурор, нотариус и дипломат. Согласно «морали», также было запрещено совместное обучение. Женский идеал видели в жертвенности, послушании и подчинении.
Абсолютно любая женщина должна осознавать, что, если она заигрывает с национализмом, направленным на другие угнетенные группы, например, ЛГБТ и мигрантов, рано или поздно маятник шовинизма качнётся и в ее сторону, тем самым поставив под сомнения ее интересы как отдельно взятой и свободной личности.
Авторка: Мария Вельковская
]]>
Сексизм и расизм идут рука об руку, свидетельствует новое исследование.
Дело в том, что подобные взгляды — следствия одних и тех же черт личности, утверждает Майте Гарайгордобил из Университета Страны Басков (Испания). «Сексизм связан с авторитаризмом и склонностью к социальному доминированию, — отмечает исследователь. — Другими словами, сексисты принимают иерархию и социальное неравенство: они считают, что различные социальные группы имеют тот статус, который заслуживают, и убеждены, что социальный класс, к которому принадлежат сами, лучше остальных».
Исследователи изучили личные качества 802 жителей Страны Басков в возрасте от 18 до 65 лет: уровень расизма и сексизма, отношение к представителям других культур и т.д.
К своему удивлению, учёные не обнаружили почти никакой связи между самооценкой и антиэгалитарными настроениями. Специалисты ожидали, что низкая самооценка способствует расизму и сексизму, поскольку она может заставить людей действовать более агрессивно и стремиться к доминированию.
«В то же время мужчины с более высоким уровнем враждебного сексизма описывали себя с помощью прилагательных, связанных с мужественностью: физически сильный, смелый, уверенный в себе, решительный, — отмечают исследователи. — Женщины, демонстрировавшие враждебный сексизм, характеризуя себя, тоже употребляли не слишком женственные эпитеты: не очень отзывчивая, не очень терпимая, не очень сострадательная, не очень сентиментальная».
Под враждебным сексизмом в данном исследовании понималась нелюбовь к женщинам в противоположность благотворительному сексизму, который считает, что женщины слабы и нуждаются в мужской защите. Доброжелательные сексисты описывали себя с помощью прилагательных, связанных с женственностью: сердечный, дружелюбный.
Исследователи также обнаружили, что сексисты, как правило, мало интересуются другими культурами и демонстрируют минимальную восприимчивость к межкультурному обмену. Они рассказали, что практически не общаются с иммигрантами. На их взгляд, приезжие слишком сильно отличаются от местных. Это справедливо для сексистов любого толка.
]]>
Лекция об истории женского движения за равные права с мужчинами и освобождение от патриархата, сразу после Великой Октябрьской Социалистической Революции, и анализ современного положения женщины в российском
]]>
Изумительная ситуация, описанная давеча в весьма респектабельной The Telegraph, столь проста, что ни в каких толкованиях не нуждается.
Всё предельно прозрачно: некая немка, симпатичная девушка 25 лет от роду, потеряв работу программиста, встала на учёт на бирже труда. Вернее, в центре занятости, как это теперь положено называть. Оформилась она как программист, но на всякий случай указала, что имеет также квалификацию «официант, бармен, менеджер зала» и готова работать в кафе или баре без выходных и в ночные смены. После чего, получив право на пособие по безработице, принялась ждать вакансии.
Ждала долго. Но дождалась. Через год из центра занятости пришло письмо-направление: дескать, есть работодатель, изучивший ваш «профиль» (заявку) и заинтересованный в ваших услугах. Номер телефона прилагается. Однако когда обрадованная девушка позвонила по заветному телефону, выяснилось, что «заинтересованная фирма» на самом деле не бар и не ресторан, а самый обыкновенный бордель, где ей предлагают вакансию «работника сферы сексуальных услуг». То есть, проститутки.
Естественно, разговор возмущённая немка прервала, сообщив обо всём в центр занятости, — и вскоре обнаружила в почтовом ящике уведомление о том, что с такого-то числа размер её пособия по безработице уменьшается на 50% в связи с отказом от первого направления на работу. А дальше, возможно, и вовсе лишат пособия.
Естественно, девушка пошла в суд — и выяснила, что повода судиться нет. Ибо центр занятости не нарушил никаких законов, но, напротив, действовал строго в соответствии с ними. Поскольку после легализации в 2002-м бундестагом проституции интимная сфера деятельности была внесена в реестр официальных «профессий и ремёсел», а владельцы легальных отныне публичных домов, будучи обязаны платить налоги и страховку здоровья сотрудников, получили доступ к официальным базам данных центров занятости. В связи с чем, в итоге «реформ благосостояния», осуществлённых кабинетом фрау Меркель, сейчас любая женщина младше 55 лет, не дождавшаяся работы по специальности в течение года, обязана идти туда, куда направят, хотя бы и в проститутки, иначе лишается права на пособие.
А между тем безработица в Германии растёт, перевалив за 4,5 миллиона, чего после 1950 года не случалось ещё ни разу, и центры занятости твёрдо стоят на том, что «ни одна официальная профессия не является позорной». Так что выбор у нашей официантки и её товарок по несчастью невелик: или раздвигать ноги, или помирать с голоду на улице. Третьего фактически не дано.
Между прочим, всё правильно. Все работы хороши, всякий труд почётен, и если девушка, придя на собеседование, отказывается раздеться, поиграть с вибратором или дать сеанс секса для определения работодателем её квалификации, она не права и заслуживает взыскания. И ровно так же заслуживает взыскания, а то и чего хуже, руководитель центра занятости, отказывающийся размещать в своей конторе рекламу борделей или не позволяющий легализованным бандершам и сутенёрам рыться в базе своих данных, подбирая подходящие кандидатуры.
«С какой стати меня могут не допустить к спискам, если я плачу налоги, как и все предприниматели?» — удивляется некая Татьяна Ульянова, владелица трёхзвёздочного публичного дома в центре Берлина, и никто не может оспорить, что она права. Как никто не может помешать её коллеге Ульриху Куперкоху, содержателю борделя в Гёрлице (бывшая ГДР), через суд получить весьма солидную компенсацию в связи с отказом местного центра занятости «убеждать» безработных женщин в том, что его заведение ничем не хуже больницы или бара.
В общем, как грустно констатирует помянутая выше фрау Гарвег, «политика правительства явно направлена на то, чтобы в рамках программы решения проблемы занятости вынудить женщин заниматься легальной проституцией. С точки зрения властей, совершенно не важно, хочет сама женщина этого или нет, замужем она или нет, согласен её муж или бойфренд на это или не согласен, — главное, что «официальные секс-услуги» не приравнены к проституции, и помешать развитию этой тенденции, по всей видимости, невозможно».
В общем, всё.
Осталось добавить только, что статья эта вышла в свет не вчера и даже не позавчера, но в далёком уже 2005-м. И с тех пор, получив направление в бордель, не одна тысяча женщин
]]>
Война изменила рынок труда в США: 16 миллионов мужчин ушли на фронт, а у замужних женщин впервые появилась возможность сменить фартук на разводной ключ
Монреаль. 23 сентября. FINMARKET.RU — Вторая мировая война оказала важное влияние на участие женщин на рынке труда. До войны у замужних женщин практически не было возможности зарабатывать деньги. В большинстве компаний им отказывали в приеме на работу. Если работающая женщина выходила замуж, то она, как правило теряла, место.
Все изменилось, когда почти 16 миллионов молодых американцев ушли воевать. На рынке возник дефицит рабочих рук, и работодатели стали охотиться за женщинами. В США была развернута специальная пропагандистская кампания, которая призывала прекрасный пол стать к станку. На волне патриотизма беспрецедентное количество женщин пошли работать на военные заводы и на гражданское производство. Новоиспеченных рабочих в юбках стали называть “клепальщицами Рози” — по названию одноименной песни.До последнего времени экономисты не могли договориться о том , что происходило дальше — вернулись ли мужчины на свои рабочие места или Вторая мировая стала точкой невозврата для американских домохозяяек. Экономисты из Университета Монреаля Андриана Беллоу и Эмануэла Кардиа решили поставить точку в дискуссии. Для этого они проанализировали данные о занятости женщин до и после войны.
Наследство клепальщицы Рози
- Экономистов интересовали две возрастные группы — женщины, которым в 1960 году было от 35 до 44 лет и женщины в возрасте от 45 до 54 лет.
- Дамам из первой группы к моменту нападения на Перл — Харбор и последовавшему за ним вступлению США в войну уже исполнилось 17 лет. Они только закончили среднюю школу или университет, и,скорее всего, еще не были замужем и не имели детей. Женщины из второй группы с большой долей вероятности уже сформировали семью.
- Беллоу и Кардиа выяснили, что вызванные войной изменения на рынке труда затронули обе группы, хотя и по-разному.
- “Эффект войны” сказался на более молодых женщинах.
- В штатах с более высоким уровнем мобилизации, доля женщин среди “синих воротничков” — рабочих профессий в сфере услуг и производства — значительно выросла.
- Женщины, имеющие по крайней мере среднее образование, увеличили присутствие в стане “белых воротничков” — управленческих профессий. Причем речь идет в том числе и о военном производстве.
- Среди женщин из второй возрастной группы наблюдалась другая динамика. Их доля среди офисных клерков сократилась.
- После окончания Второй мировой войны завоевание рынка труда женщинами продолжилось.
- В период между 1940-ми и 1960-ми годами доля женщин во всех секторах экономики увеличивалась. Но что удивительно, число мужчин не стало меньше. Растущая экономика создавала новые рабочие места, на которые были готовы брать работников обоих полов.
- Среди клерков женщин стало меньше, чем до войны, но и число мужчин не увеличилось.
- Зато в секторе услуг и пожилых женщин, и пожилых мужчин стало больше.
- Отчасти война повлияла и на поколение женщин, только родившихся накануне и во время войны. В 1960 году им было от 18 до 29 лет.
- В штатах, где был высок уровень мобилизации, увеличилось их присутствие в производственном секторе и среди офисных клерков. В секторе услуг молодых женщин, наоборот, стало меньше.
- Впрочем, если поколения 35-44-летних женщин попадали в производственный сектор из-за отсутствия мужчин и оставались там, то молодые женщины в 1960-х годах получали работу благодаря своему образованию.
- Кроме этого Вторая мировая изменила разрыв в заработной плате между женщинами и мужчинами. Благодаря войне в производственном секторе он сократился. И это коснулось всех возрастных групп.
]]>
ИНЕССА АРМАНД — первая глава женского отдела во времена Русской Революции 1917 года, сделала следующее наблюдение: “Если освобождение женщин невозможно без коммунизма, то коммунизм невозможен без освобождения женщин.” Это утверждение — идеально объединяет борьбу и за социализм и за освобождение женщин — невозможные друг без друга.
Да и марксистская традиция с самого начала, в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса, выступала за освобождение женщин. Уже в Манифесте Коммунистической партии, Маркс и Энгельс утверждали, что правящий класс угнетает женщин, низводя их до граждан второго сорта в обществе и в семье: “Буржуа видит в своей жене лишь орудие производства… У него нет даже подозрения, что реальная цель, к которой стремятся [коммунисты] — положить конец положению женщин, как простых орудий производства”.
В “Капитале” Маркс не уделил много внимания описанию точной роли женского домашнего труда при капитализме. Он также не стал исследовать происхождение угнетения женщин в классовом обществе, хотя он все же сделал обширные этнологические заметки на эту тему в конце своей жизни.
После смерти Маркса, Энгельс использовал некоторые этнологические заметки Маркса, чтобы написать книгу “Происхождение семьи, частной собственности и государства”, в которой рост угнетения женщин был рассмотрен как продукт роста классового общества и нуклеарной семьи. Вне зависимости от редакции с целью уточнения, в которой нуждалась книга Энгельса, в свое время она была новаторской в части понимания угнетения женщин, особенно поскольку Энгельс писал ее в викторианской Англии — которая едва ли являлась эпохой просвещения в отношении положения женщин
самом деле, “Происхождение” достойно внимания за то, что Энгельс уделяет пристальное внимание личным аспектам угнетения женщин в семье, в том числе крайнему унижению, которое терпят женщины от рук своих мужей, учитывая степень неравенства, которое было неизвестно доклассовым обществам. Энгельс называл расцвет нуклеарной семьи “всемирно-историческим поражением женского пола”. Хотя записи Маркса предполагают, что это всемирно-историческое поражение начало встречаться в течение более длительного периода времени — хищнического, а также ведущего к возникновению классового общества — конечным результатом стало огромное снижение прав женщин по отношению к правам мужчин.
Более того, Энгельс открыто утверждал, что изнасилование и насилие в отношении женщин были встроены в семью в самом начале:
Мужчина также взял на себя коммандование в доме; женщина была понижена и низведена до рабыни; она стала рабыней его похоти и простым инструментом для воспроизводства потомства… Для того, чтобы убедиться в верности жены и, следовательно, в отцовстве своих детей, она отдается в безусловную власть мужа; если он убьет ее, он просто осуществит свое право.
]]>
29 лет назад, 25 августа 1984 года, впервые в истории человечества в открытый космос вышла женщина Светлана Савицкая. Женских скафандров, как и неженских профессий, не бывает
Её «звездные» 3 часа 35 минут вошли в историю и навсегда открыли дорогу в космос женскому полу
Женских скафандров, как и неженских профессий, не бывает
«Нельзя делить профессии по «половому признаку», это мое внутреннее убеждение», – негромкий голос Светланы Савицкой эхом гуляет по просторному утопающему в зелени холлу коттеджного поселка в районе ВВЦ. Москвичи это место называют «космодромом». Здесь живут многие космонавты и их семьи, в том числе и Светлана Савицкая с мужем и сыном.
«Есть люди, которые могут заниматься (или не могут) той или иной профессией. Точно так же, как не каждый может быть артистом, не каждый может быть летчиком или космонавтом», — развивает свою мысль Светлана Евгеньевна.
В пример, как ни парадоксально, она приводит «женские подвиги» бывших конкурентов по освоению космических просторов – астронавтов США. Более четырех десятков американских женщин побывали в космосе.
Резонный вопрос: почему же тогда в нашей стране «женская космонавтика» длительное время была «персона нон грата»?
Савицкая полетела в космос лишь спустя 19 лет после старта в 1963 году Валентины Терешковой, первой в мире женщины-космонавта.
«В любом деле — и женские полеты в космос не исключение — многое зависит оттого, кто идет первым. Первой в нашей стране была Терешкова. Именно после её полета появилось знаменитое выражение Королева о том, что это неженское дело, и женщинам в космосе делать нечего», — говорит Светлана Савицкая.
В защиту «женщин в космосе» в 70-е годы прошлого века выступил выдающийся ученый в области ракетно-космической техники, один из пионеров космонавтики, основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения, руководитель советской космической программы с середины 70-х и до конца 80-х годов академик Валентин Глушко.
Его Светлана Савицкая вспоминает с особой теплотой. «Если бы не он, не его твердые убеждения о том, что женщины могут летать не хуже, а даже лучше мужчин — как он говорил не раз и не только мне, — женщины в космосе могут выполнять серьезные работы и переносить невесомость, если бы не он, то, конечно, ни я, и никто другой из женщин в тот период бы не летали», — говорит Савицкая.
Право на космос
Во многом благодаря заслуге Валентина Петровича Глушко в СССР все же появилась женская космическая программа — через почти два десятилетия после полета Терешковой. «Ему очень сложно было её „пробивать“, были большие не то что „камни преткновения“, были большие силы в то время», — вспоминает Савицкая.
Одним из противников самой идеи «женских полетов» Светлана Евгеньевна называет ВВС.
«Все 20 лет на вопрос «почему у нас женщины не летают» руководство Военно-Воздушных Сил отвечало: „У нас уже одна летала, первая есть, а дальше — первая и надолго первая“, — рассказывает про тот непростой период Савицкая.
Позывной: „Днепр-3“
Свой первый полет в космос Светлана Савицкая совершала с 19 по 27 августа 1982 года. В качестве космонавта-исследователя КК „Союз Т-7“ / „Союз Т-5“ и станции ДОС »Салют-7«. Её „звездными“ коллегами в этом полете стали Леонид Попов и Александр Серебров.
В космосе Светлана Савицкая тогда провела 7 суток 21 час 52 минуты 24 секунды.
В 1982 году, комментируя в одном из своих вступлений итоги этого полета, академик Глушко скажет: „Женщинам теперь открыта дорога в космос!“
„После этого полета уже ни у кого не было никаких вопросов. Никто не говорил, что космонавтика — неженское занятие. Не смели уже говорить, хотя не всем это, конечно, понравилось“, — вспоминает Савицкая.
После полета Савицкой её дублера по первому полету инженера Ирину Пронину одобрили на длительную трехмесячную программу.
„Правда, её все равно за месяц до полета сняли из экипажа. Нашли причину. Ира была замужем второй раз. Ей тогда прямо намекнули на „облик аморалес“ советского космонавта“, — рассказывает Светлана Евгеньевна.
Вместо Прониной в полет отправился космонавт-мужчина. В следующем году безуспешно собиралась в космический полет Елена Доброквашина, а в 1984 году та же участь постигла Екатерину Иванову.
„Право женщин на космос“ пока оставалось только на словах.
Предложение „на выход“
За несколько месяцев до „дисквалификации“ Прониной у Светланы Савицкой состоялся серьезный разговор с академиком Глушко.
„А почему бы женщинам не сделать выход в открытый космос?! Такая мысль появилась у меня еще на корабле, когда я „крутилась“ в отсеке с „Орланами“ — скафандрами для выхода в космос“, — вспоминает Савицкая.
Космонавт Савицкая, оценив все сложности и возможные риски, предложила руководителю советской космической программы включить в программу Прониной и выход в открытый космос.
„Я приехала и говорю: Валентин Петрович, начнут американские женщины летать, я вас уверяю, они обязательно сделают первый выход. Но первые мы были в космосе; станция, первый человек в открытом космосе наш, они точно захотят первые выпустить женщину в открытый космос! Давайте их опередим“, — рассказывает о той встрече Светлана Евгеньевна.
Тогда Валентин Глушко ушел от этого разговора. И Савицкой порекомендовал „пока не поднимать этот вопрос“. Мотивировал тем, что работа за бортом тяжела физически. „Мы мужчин мучаем, зачем Иру мучить, она отлетает и все, не надо этого!“, — сказал тогда Глушко на предложение космонавтки.
По словам Савицкой, в те времена любой выход в открытый космос (их было в то время не так уж много) обретал ореол героизма и непосильных трудностей.
„Это сейчас практически в каждой экспедиции такие выходы есть, и людей сразу готовят, потому что технологию уже освоили, довели до совершенства. Еще, я думаю, и потому, что женщины начали выходить“, — говорит Светлана Савицкая.
Меньше года на шаг в „бездну“
Уже в августе 1983 года Светлане Савицкой пришлось вернуться к теме первого женского выхода в космос. Правда, теперь инициатором выступал замминистра общего машиностроения СССР по космической тематике Олег Шишкин. А Савицкая рассматривалась как главный кандидат, чтобы оставить „женский след“ в открытом космосе.
„Срочно вызывают к Олегу Николаевичу в министерство. Захожу в кабинет, он с порога говорит: „Значит так, американцы в следующем году планируют (а у них уже женщины начали летать, в 1983 у них первая полетела), что полетят в экипаже женщины, и будет выход в открытый космос. Как ты думаешь, а мы-то можем? “ Я говорю: конечно, можем, чего надо?“, — вспоминает тот разговор Светлана Евгеньевна.
Для выхода Савицкой предложили даже сшить новый выходной „женский“ скафандр.
Новой экипировки не понадобилось. Космонавтке подошел стандартный „Орлан“. Времени на подготовку давалось „в обрез“ — менее года. („Тогда менее года мало кто готовился, даже на короткие экспедиции“, — говорит Светлана Евгеньевна).
Минимальный резерв по времени – максимальные задачи и масса нюансов.
Не было права сорвать экспедицию. Савицкая рассказывает, что перед этим полетом тщательно „готовили“ здоровье.
„Абсолютно здоровых людей не бывает даже среди космонавтов, но мы хорошо знаем „болевые точки“ своего организма. Самое главное – стрессоустойчивость. Без неё никуда“, — говорит Савицкая.
В команду КК „Союз Т–12“ вошли вместе с бортинженером Савицкой командир корабля, опытный космонавт Владимир Джанибеков и летчик-испытатель Игорь Волк.
„Это был короткий полет – 12 суток, не экспедиция — посещение. В коротких полетах вообще не выходили, до нас всего один случай был, когда надо было проверить стыковочный узел. В общем, высунулись один раз, посмотрели и все“, — рассказывает Савицкая.
По традиции, закладывалось время для выхода в открытый космос. Люди должны были прилететь, адаптироваться к невесомости. По словам Светланы Евгеньевны, у каждого этот период проходит по-разному, некоторые, даже „бывалые“ астронавты, испытывают недомогание.
„Раз так, надо быть уверенным, что оба человека хорошо переносят полет – это раз. Два – то, что они подготовлены профессионально“, — говорит Савицкая.
Перед командой ставилась еще одна важная стратегическая задача, „обкатать“ (или на языке летчиков „дать провозные“) летчику-испытателю Игорю Волку.
„Мы должны были познакомить его с невесомостью. Волка готовили к испытаниям нашего пилотируемого аппарата “Буран», — рассказывает Светлана Евгеньевна.
Сверхдирективой от руководства страны было, конечно, вывести женщину в открытый космос. СССР не мог позволить американцам первенства в любом вопросе, касающемся космоса.
3 часа 25 минут в открытом космосе
25 июля 1984 года капитан Джанибеков и бортинженер Савицкая совершили выход в открытый космос для испытания в безвоздушном пространстве новой разработки советских ученых — «электронно-лучевой пушки».
«Мы попеременно находились за бортом станции три с четвертью часа. Это около двух витков „свет — тень“. В „тени“ не работали, прибор требовал максимальной точности. В принципе, скафандр позволял провести в открытом космосе до шести часов», — рассказывает Савицкая.
Испытательные работы группа закончила даже на несколько минут раньше отведенного на эксперимент времени. Никаких внештатных ситуаций не произошло.
«У нас была нацеленность на выполнение работы. Не просто зафиксироваться, что «Ура, мы первые! Первая женщина вышла в космос!» — это само собой. Это шло на втором плане, важнее было тестирование прибора», — говорит Светлана Савицкая.
29 июля 1984 года команда КК « Союз Т-12» удачно приземлилась. Все поставленные задачи были выполнены.
То, что увидела и поняла в открытом космосе, первая женщина земли рассказывать не любит. Эмоции и «художественные описания» Савицкая считает непрофессионализмом.
«Я вышел, предо мной разверзлась бездна, звезд полна… Это глупо и непрофессионально. Настоящий космонавт такого не испытывает, и не должен такого рассказывать», — говорит Светлана Евгеньевна.
Космос остается «в голове». Это память, мысли и желание вернуться туда еще раз. Третий полет Савицкой планировался, готовился, но не состоялся.
С декабря 1984 по ноябрь 1985 года Светлана активно готовилась к полету по программе экспедиции посещения ДОС «Салют-7» в качестве командира женского экипажа вместе с Еленой Ивановой и Еленой Доброквашиной.
Первоначально полет планировался на ноябрь 1985 года, но в ноябре же он был отменен из-за досрочного возвращения на Землю экипажа четвертой основной экспедиции (ЭО-4) ДОС «Салют-7» в связи с болезнью командира В.Васютина.
Потом была критическая аварийная ситуация на необитаемой в то время станции «Салют-7», которая чудом была реанимирована экипажем Владимира Джанибекова и Виктора Савиных. Но после этого вся программа пилотируемых полетов была изменена, и полет женского экипажа на ближайшие год-два не планировался, после чего Светлана Савицкая стала готовиться стать мамой.
«Космос личной жизни не помеха. Мне очень нравится фраза, прочитанная где-то еще в молодости, о том, что делать свое любимое дело нужно так, чтобы не пришлось жертвовать чем-то совершенно другим, но не менее важным», — этой «формулой счастья» Светлана Евгеньевна Савицкая руководствуется и сейчас.
«Первая космическая леди» прекрасно выглядит, активно занимается общественной и политической деятельностью.
Источник:http://vlasti.net/news/54229
]]>
Ни одна уважающая себя революция, не может называть себя таковой, если одним из её основных принципов не является борьба за равноправие женщин. Начиная с первых выступлений за права американских женщин, проходивших в США ещё в середине девятнадцатого века, и кончая сегодняшними требованиями уравнять зарплату женщин с той что получают мужчины — всё это является неотъемлемой частью будущей Мировой социалистической революции.
На протяжении веков, в большинстве регионов мира женщина была абсолютно бесправным существом, не имевшим права ни на власть, ни на владение имуществом, ни на право являться главой семьи. Хотя, это бесправие небыло абсолютно повсеместным. Например, среди древних туземных народов Океании и Африки, встречались случаи так называемого матриархального общества, где главой семейства или племени являлась женщина. Так-же, на Древнем Востоке, ещё в доисторические времена — был принят культ Матери-прародительности. По всему Ближнему Востоку при археологических раскопках было найдено огромное количество статуэток имеющих форму женщины с огромными грудями. По предположениям археологов, эти статуэтки, имеющие возраст пяти-десяти тысяч лет, играли роль богинь плодородия, а так-же богини-прародительницы.
Кстати, насчёт положения женщины на Востоке. На Западе, под влиянием колониалистских предрассудков бытует мнение, что на Востоке — а особенно в его ближневосточной части — во все времена положение женщины было наиболее низменным и бесправным. В большинстве случаев в этом определении есть доля правды. Дело в том, что например на Аравийском полуострове, до появления ислама — положение женщины было куда хуже чем в сегодняшних мусульманских странах (даже таких, где правит исламский фундаментализм). Ислам, хоть и ненамного, но всё-же улучшил положение женщины, предоставив ей право, в определённых случаях — на защиту от произвола мужей. А на первых порах своего существования, было немало примеров, когда женщины были среди лидеров исламской религии.
Наиболее известные примеры — Айша — жена Мухамада, и Фатима — его дочь, в десятом веке, халифы считавшие себя потомками Фатимы, основали Фатимидскую династию, правившую одно время в Египте, Эрэц-Исраэль и в других частях Ближнего Востока.
Если углубимся в ещё более древнюю историю, то увидим, как ещё в Древнем Египте — кстати, это был единственный случай в древнеегипетской истории — женщина по имени Хатшепсут — стала фараоном. Правда это было исключение из правил того времени, так как по законам Древнего Египта — фараоном мог быть только мужчина. В виду этой причины, Хатшепсут став фараоном — вынуждена была ходить в мужской одежде. Но всё-же, случай с Хатшепсут свидетельствует о том что на Востоке, ещё за несколько тысячелетий до появления европейской цивилизации, были сделаны первые шаги по пути к равноправию женщин.
Кроме того, в продолжение темы Востока стоит отметить, что в Книге Хасмонеев мы читаем, о том как Шломцион — жена хасмонейского царя Александра — после смерти мужа, стала во главе Хасмонейского царства, и была очень профессиональным и умным правителем, при правлении которого царил почти абсолютный мир в отношениях с соседями.
В то же время в так называемой “просвещённой” Европе, вплоть до Жанны Д’арк, жившей в пятнадцатом веке н.э. — неизвестно ни об одном случае, чтобы женщина занимала хоть сколь-нибудь весомое и уважительное положение в обществе. Не известно ни об одном императоре-женщине в Римской Империи. Не известно ни об одной женщине-правительнице в королевстве Каролингов, созданном в девятом веке н.э. До семнадцатого века ни одна женщина не имела никакого влияния на власть, в такой стране, как например, Франция. В той же Италии, женщины, в том числе и из богатейших сословий — стали занимать высокое общественное положение только к четырнадцатому-началу пятнадцатого столетия, с началом Ренессанса.
Но вернёмся в нашу, сегодняшнюю эпоху. Сегодня, после 150-ти лет с момента появления в США — первого в мире движения за права женщин — изменилось немногое. Да, в большинстве стран мира у женщин есть право голоса на выборах. Даже в странах типа Кувейта или Саудовской Аравии, постепенно проводятся реформы, конечная цель которых — предоставление мусульманской женщине равных прав с мужчинами. В том же Кувейте, уже на протяжении нескольких лет действует закон предоставляющий женщинам право голоса на выборах. В той же Саудовской Аравии, совсем недавно, впервые за всю историю этого — единственного в мире ваххабитского королевства — женщина стала членом правительства, будучи назначенной на должность зам. министра образования.
Сегодня в большинстве стран мира — как христианских, так и мусульманских, а также в иудейском Израиле — всё больше и больше мест в парламентах, министерских и ведомственных постах занимают женщины. Но в то же время, главная проблема, а именно — проблема равенства между мужчинами и женщинами — ещё очень далека от своего окончательного решения. До сих пор, месячный заработок большинства женщин намного ниже заработка мужчин, занятых на таких же работах. Недавно у нас в Израиле были опубликованы данные, согласно которым большинство женщин занятых в израильском хозяйстве получают всего-лишь 64% заработка мужчины, выполняющего тот же род работ. До сих пор в большинстве стран мира, во время парламентских выборов, различным партийным спискам приходится специально бронировать места для женщин, для того, чтобы обеспечить избрание женщин-кандидатов на реальные места в списках кандидатов.
Поэтому, революционным силам настоящего и будущего, предстоит сделать ещё немало, для достижения подлинного равноправия между сильным и слабым полами.
В заключение мне хотелось бы остановиться на теме полигамии. Для тех кто не силён в научной терминологии поясняю, что полигамия — это многожёнство. Это явление, которое почему-то принято считать чем-то типично исламским — на самом деле имеет очень глубокие корни, уходящие в наидревнейшую историю Востока. У всех без исключения народов населявших Древний Восток, существовал институт многожёнства. У ассирийских, у вавилонских, у иудейских и многих царей правившим древневосточными государствами — были свои гаремы, в каждом из которых жило по нескольку десятков, а то и по нескольку сотен девиц, бывших любовницами владельца гарема. Часть этих девиц становились законными жёнами своего господина.
Со временем, начали появляться религиозно-нравственные законы, ограничивающие количество жён, что может иметь один мужчина. Ещё во втором веке н.э., составители Иерусалимского Талмуда, приняли ограничительный ценз, по которому иудею того времени разрешалось иметь до четырёх жён (точно так-же, как сегодня в исламе) — при условии, что женящийся имеет достаточно средств для содержания такого числа супруг. С появлением ислама, это ограничение было унаследованно и мусульманами.
С началом перемен на Арабском Востоке, начало которым было положено в Турции времён Ататюрка (1920-е-30-е гг.) — одним из главных трербований так-называемых реформистов, было — запрет на многожёнство. Эти запреты вводились, или хотя бы были попытки их ввести — не только в самой Турции, но и в Египте времён Насера, в Ираке времён Касэма, в Сирии времён Хафеза эль-Асада, в Иране времён шаха и в Израиле с момента основания этого государства в 1948 г.
Этот запрет оказался действенным почти на все сто процентов только в Турции (да и то не на всей её территории) и в Тунисе — являющемся единственной в арабском мире страной с режимом светской направленности. Помоему, занятие борьбой с полигамией является излишней тратой времени и средств, которая во многом подобна борьбе, что сервантовский Дон-Кихот пытался вести с ветряными мельницами. По-моему, борьбу надо вести не с полигамией как таковой, а с её дискриминирующими формами. Нужно вести борьбу только с положением, когда мужчине можно иметь нескольких жён, а женщине нескольких мужей — нет. Нужно сделать так, что-бы было разрешено не только многожёнство, но и многомужество. Тогда, эта проблема исчерпает себя сама.
Материалы взяты с сайта — forum-msk.org/material/fpolitic/776972.html
]]>